Образовательный процесс   невозможен без взаимодействия дошкольных групп и семьи. Поэтому работа с семьёй является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения. Инициаторами установления сотрудничества с родителями являются педагоги, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что успешность в реализации образовательной политики зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей.

Целью данной деятельности является возрождение традиций семейного воспитания и вовлечения родителей в единое образовательное пространство.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. На наш взгляд, эти отношения определяются двумя понятиями — сотрудничество и взаимодействие.
Сотрудничество предполагает равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Это «общение на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать и контролировать. Это не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообус­ловлены.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании перцепции и с помощью общения.

Задачи взаимодействия с родителями

  1. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования.
  3. Включение родителей в общественные формы самоуправления образовательной организацией (Далее — ОО).

Функции работы групп детей дошкольного возраста гимназии №8 с семьей

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса, организованного ОО.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей. Главное условие информация должна быть актуальной для родителей и не являться формальностью.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Помощь отдельным семьям в воспитании. Осуществляется в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребёнка, либо семья относиться к «группе риска»
  • Взаимодействие с общественными организациями родителей, родительским комитетом.

Родители должны быть уверены в том, что ОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Условия эффективного взаимодействия

  • Открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Иметь возможность влиять на деятельность ОО.
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
  • Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к взаимодействию с семьями. Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, стиля семейного воспитания, структуры семьи, социального статуса.
  • Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности.
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ОО. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ОО и семьи являются гуманность, толерантность, то есть признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  • Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ОО. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

Все формы работы с родителями, используемые в нашем образовательном учреждении, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.

Одним из основных выводов, который мы сделали для себя является: чтобы повысить активность родителей, нужно научить их безбоязненно задавать вопросы и предъявлять претензии к нам, с уверенностью получить профессиональное разрешение проблемы.